Ювелирная отрасль: Рост или падение?

| 04.11.2018

В издании «Российская газета» (федеральный выпуск №7516 (53)) была опубликована статья «Ювелирная промышленность России вышла из кризиса». По мнению экспертов Ассоциации «Гильдия ювелиров России» реальная картина ювелирного рынка несколько отличается от той, что представлена в материале.

В статье «Российской газеты» первое и главное обоснование начала роста ювелирной отрасли – это рост реальных доходов населения в 2017 г. Но по данным Росстата в 2017 г. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 1,7%. А если сравнивать с данными 2014 г., то общее снижение составило 10,5 %. Следовательно, рост продаж ювелирных изделий не мог быть связан с ростом доходов населения.

Вывод о начале роста сделан на основании данных Пробирной палаты, которая зафиксировала увеличение объёма заклеймённых изделий из золота на 10% (прирост составил 5 тонн). Но это не является свидетельством увеличения объёма продаж. В соответствии с первоначальными данными Росстата в 2017 г. был отмечен рост объёма розничных продаж ювелирных изделий в размере 1%, но затем (по уточнённым данным) было зафиксировано падение на 2%. Это даёт основание полагать, что спрос на ювелирные изделия как минимум не увеличился.

В то же самое время было зафиксировано и падение объёма клеймения серебряных изделий на 5 % (-7,5 тонн). Это при том, что российский потребитель переориентировался на изделия из серебра.

Любопытный факт: весь прирост производства ювелирных изделий из золота (5 тонн) обеспечили 12 крупнейших компаний отрасли, по большей части костромской «прописки». Остальные предприятия отрасли такими показателями похвалиться не могут.

Если проанализировать ситуацию с розничной торговлей в целом, то её объёмы увеличились всего на пол процента по всем товарным группам. В этом контексте странным выглядит допущение, что ювелирные изделия из золота могли выступить лидерами роста. Вероятно, прирост производства ювелирных изделий обусловлен другими факторами:

  • компании вынуждены переплавлять запасы неликвидных тяжеловесных изделий в более ликвидные легковесные;
  • увеличилась доля продукции, изготавливаемой на давальческих условиях из ломов ювелирных изделий.

Облегчение ассортимента подтверждается и данными Пробирной палаты. Средний вес ювелирного изделия из золота упал до 1, 84 грамма. В 2014 г. он составлял 2,6 грамма. Очевидно, что произошло облегчение ассортимента на 30%.

Что касается ломов, то речь идёт либо о неликвидных товарных запасах магазинов, либо о ломе, скупленном у населения (или поступившем из ломбардов). При этом любой производитель подтвердит, что изготовление на давальческих условиях имеет крайне низкую рентабельность.    

Если говорить о переплавке, то здесь существует большой задел, так как на складах скопилось большое количество неликвидного ассортимента. Эти товарные запасы в 2-3 раза превышают объёмы годового производства ювелирных изделий. Нельзя упускать из виду и тот факт, что на руках у населения накоплено более 2,5 тысяч тонн изделий из золота.

Снижение стоимости ювелирного изделия для конечного потребителя достигается не только за счёт уменьшения веса, но и за счёт массовой замены природных камней на синтетические. Это происходит как в категории драгоценных, так и в категории полудрагоценных камней. Более того, наблюдается замена дорогих синтетических аналогов (корунды, фианиты, ситаллы, керамика) на более дешёвые — ювелирное стекло. К сожалению, потребитель не всегда информируется о природе происхождения вставки в продаваемом изделии.

Объективная оценка состояния ювелирной отрасли имеет принципиальное значение. Если мы говорим, что в отрасли продолжается падение, то впору поднимать вопрос о государственной поддержке и либерализации предпринимательской деятельности в этой сфере. Если же видится бурный рост, то закономерно, что рождаются предложения причислить ювелирные изделия к категории подакцизных товаров.

По мнению экспертов Ассоциации, говорить о том, что ювелирная промышленность России вышла из кризиса не просто преждевременно, а, скорее, странно. Единственным конкурентным преимуществом остаётся низкая цена изделия. Производители пытаются достигнуть снижения стоимости любыми доступными способами. Более того, предпосылок для роста объёмов продаж в 2018 г. пока тоже нет.